О важном эпизоде битвы за Ленинград

Фотография
Интервью
на съёмках фильма "Переправа"

Премьерные показы документально-публицистического фильма «Переправа», который рассказывает о малоизвестных событиях Великой Отечественной войны в период битвы за Ленинград, в январские дни проходят в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Редакция газеты «Петербургская семья», посчитала необходимым познакомить своих читателей с авторами этого фильма, рассказывающего о быте и героизме солдат, отстоявших наш город на Карельском фронте. И о том, что передовые части, державшие оборону против тех, кто воевал ещё в Зимнюю войну на стороне фашистов, и обеспечивающие прорыв и победу операции, состояли из казахов, которые отдали жизни свои за далёкий Ленинград.

Врагу не удалось создать вокруг осажденного Ленинграда второе блокадное кольцо и лишить его «Дороги жизни».

Осенью 1941 года на берегах Свири были остановлены оккупанты. Тогда первой в неравный бой в этих местах вступила 314-я стрелковая дивизия из Казахстана. Врагу не удалось создать вокруг осажденного Ленинграда второе блокадное кольцо и лишить его «Дороги жизни». Этому важному эпизоду Великой Отечественной войны посвящён фильм, в создании которого помогали бойцы трёх поисковых отрядов.Переправа

Первыми этот фильм, посвящённый 75-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады, увидели поисковики. Затем киноленту увидят зрители других населённых пунктов и районов Ленобласти и петербуржцы, а также городов и столицы Казахстана.

Мы попросили краеведа, писателя, Петра Васильева рассказать о работе над фильмом и людях, которые к этому были причастны.

– Как создавался сценарий фильма «Переправа»?

– Несколько лет назад, когда мы с поисковиками отряда «Важинский поисковик» возвращались домой (подняли в тот день останки двадцати четырёх солдат), командир Юрий Шершнев предложил снять правдивое кино о поисковой работе. Идея запала в душу и годы не давала покоя. После поездки в Казахстан в январе прошлого года, когда в день полного освобождения Ленинграда от блокады, я обнял последнего фронтовика города Петропавловска, и как-то в голове всё сложилось. Помог и удивительный поисковик Казахстана, прошедший пекло войны в Афганистане, Александр Азегов, показавший свой общественный музей, рассказавший солдатскую правду о войне. Как только я вернулся домой, начал работать над сценарной идеей  фильма о подвиге казахстанцев осенью 1941 года на Свири. Но эту работу отложил до поиска нужных средств, ведь игровое кино профессионального уровня требует десятков миллионов рублей. Приступил к сценарию документального фильма, который перелопачивался в процессе поисковых работ, комментариев специалистов и замечаний дотошного и терпеливого в работе режиссера Евгении Гореликовой, с которой мы сделали уже несколько совместных фильмов.

– Насколько, с Вашей точки зрения, документалистика отражает реальные события?

– Хорошая документалистика – максимально точно. Мы сверяли рассказы поисковиков, очевидцев и родственников погибших солдат с разными документами, включая боевые донесения обеих сторон. Согласовывали закадровые тексты с исследователями, представляли им предварительный вариант фильма. Поэтому нас порадовало, что поисковики, а они очень требовательные к исторической правде зрители, высоко оценили работу.

– Что можно сказать о поисковиках, которые участвовали в создании фильма?

– Поисковики в полевой работе присматриваются друг к другу, ведь в тяжелом и опасном деле не с каждым пойдёшь, как говорится, в разведку. Поэтому люди переходят из одного отряда в другой или создают свой, чтобы идти на места боёв и искать погибших солдат с близкими по духу единомышленниками. Зная все отряды в Присвирье, я выбрал только тех, в ком уверен, людей бескорыстных и сердцем воспринимающих поисковое движение. К примеру, Юрий Шершнев поднял уже почти шесть сотен бойцов. А это каждая очищенная от грязи и глины косточка, тяжёлые переходы и такое перекапывание глинистого грунта, после которого спины не разогнуть, не говорю уже о минах и других опасных находках. И всегда с ним рядом жена Алла, разделяющая все тяготы поисковой работы. Они ведут с осени до весны кропотливую работу с архивами, переписку с родными погибших солдат, которых принимают гостеприимно у себя дома. Очень активен и заботлив о своих бойцах и родных погибших командир отряда «Переправа» Дмитрий Рыполов, который в последнее время постарался объединить работой три отряда. Наиболее подготовлен к поисковой работе историк по образованию Олег Левашов из соседнего Олонецкого района, он глубоко знает тему и объединяет вокруг себя таких же бескорыстных подвижников, с которыми чувствуешь себя, как в семье.

– Что для Вас стало открытием на съемках?

– Открытий было немало. Тот же Олег Левашов на месте боёв показал и рассказал, как финские оккупанты прорвали важную оборону на реке Тулоксе, как уничтожали из засады наш мотоциклетный полк. Поразило, что дорога, по которой ездил сотни раз, проложена на костях героически погибших в окружении защитников Присвирья, что так и не найдены останки героев, защищавших в Подпорожье штаб своего полка, что на станции Свирь были расстреляны из засады два вагона, в которых спешили на помощь своим пока неизвестные солдаты 1941 года. Удивило ещё, что в Подпорожье почти никто не знает об уникальном укрепрайоне практически в центре города, которые обороняли морские пехотинцы, а теперь он превращён в картофельную яму, а финское укрепление на другом берегу Свири стало объектом для показа туристам.

– Не все сегодня готовы слышать правду о войне...

– Правда 1941 года была во многом горькой, прошло уже почти восемь десятилетий, а в официальной подаче явно не хватает полноты картины. Почти все наши соотечественники радуются в День Победы, многие идут в составе Бессмертного полка, а на тяжёлые поисковые работы регулярно выходят в каждом районе единицы, и им, конечно, не справиться с тем, что ещё нужно делать. На свирских берегах погибло около ста тысяч бойцов. Официально захоронено чуть больше десяти тысяч из них. Если найдутся такие же невероятно трудолюбивые поисковики, как тот же Шершнев, им понадобится ещё несколько десятилетий работы на таком же уровне. Для местной власти перезахоронения – это дополнительные хлопоты и затраты. У нас даже с установкой мемориальной плиты на школе, в которой погибли защитники штаба, получилась длинная эпопея со сбором подписей не только в Подпорожье, но и в Казахстане. И финансовой поддержки поисковикам не хватает. Когда они обращаются за помощью, можно как раз услышать, что не стоит уже трогать тех, кто давно погиб. А поисковики знают, что души солдат ждут их, а родственникам важно поклониться праху героя и через много десятилетий, они едут сюда за тысячи километров.

– Что делать для того, чтобы вернуть сегодняшним детям настоящий смысл понятия «ближний», независимо от происхождения и цвета глаз?

– Посоветовал бы читать хорошие книги, но читать молодые стали меньше, поэтому надеюсь на силу киноискусства. Важно каждому из нас делать что-то, укрепляющее тонкими, но прочными нитями уважения и взаимного доверия нашу прежнюю дружбу, проверенную тяжкими испытаниями для всех народов. А лучше всего сближают общие хорошие дела.

– Важнейшим персонажем фильма можно считать Свирь. В чём, по-вашему, её сила?

– Сила реки Свирь копится миллиарды лет, как бы это парадоксально не звучало. Ведь она родилась около 15 тысяч лет назад на геологическом стыке между русской платформой и Балтийским кристаллическим щитом. Поэтому энергия движущейся от Онежского озера воды усиливается духом самой планеты. Вот поэтому здесь веками происходят удивительные исторические события и рождаются творческие произведения мирового уровня. Свирь – пассионарное место международного масштаба.

– Сейчас идут первые кинопоказы. Какие впечатления?

– Скажу честно: если зрители говорят о сильных впечатлениях и благодарят, то местные власти Подпорожского района, несмотря на 75-летний юбилей со дня полного освобождения Ленинграда от блокады, не проявляют активности для того, чтобы фильм посмотрело как можно больше народа. В соседнем Лодейнопольском районе и в Олонецком как раз местная власть стала организатором кинопремьер, а в Казахстане это вообще преподносится как культурное событие государственного масштаба. Они пишут: «Премьера фильма представляет значимое событие как для казахстанского народа, так и для всего постсоветского пространства…

Молодежь имеет право знать, кем были их предки. Фильм позволяет показать большое через малое, пробудить чувство сопричастности к великим вехам истории родной страны, чувство гордости за силу и величие наших предков, воинов-казахстанцев, защитников Родины».

– Трудный вопрос: как, по-вашему, к фильму отнесётся современный финский зритель?

– Для обычных финских зрителей, любящих свои фильмы о справедливой войне против русских захватчиков, наша работа станет неприятным откровением, но думаю, не вызовет большого отторжения, потому что мы постарались уйти от идеологических штампов и ярлыков, оперируя только фактами. Я сам с интересом смотрю финское кино о войне.

– Как Вы думаете, насколько верны представления о тех днях наших современников, и что делать для того, чтобы сохранить правдивую историю?

– У меня всё же есть ощущение, что страшная правда блокадного Ленинграда уже не так остро, как раньше, переворачивает внутренний мир новых поколений, уже не вызывает у нынешней молодёжи глубокого сострадания и переживаний. Много стало словесной шелухи, которая засоряет настоящее. Но мы обязаны бережно хранить эту правду, как это делали писатели Олесь Адамович с Даниилом Граниным, чтобы беда отдельных людей отзывалась эхом сочувствия в каждом сердце. Поэтому и снимаются наряду с красочными фильмами-пустышками серьезные кинодрамы, но крайне редко и не имеют широкого проката...

foto

Автор:Евгения Дылева

Редакциярекомендует

Фото месяца_____________