Владимир Колбасов: Акварельный мир лишен боли и непонимания

Фотография
Интервью
Взгляд на мир через акварель. Фотография из архива Владимира Колбасова

Тайна, полу-вздох, полу-взгляд, эмоциональный диалог, не требующий слов – все это характерно для петербургской акварели. Тонко чувствующие и понимающие это художники не только сами создают полотна, но и проводят выездные творческие встречи с педагогами и подопечными социальных учреждений города. Знакомят их с основами акварельного искусства, помогают поверить в то, что можно окунуться в акварельный мир, полный красок, лишенный боли и непонимания. О том, как это происходит, в интервью «Петербургской семье» известного петербургского художника, настоящего мастера акварельной живописи Владимира Колбасова.

– Есть явные различия в истории, содержании, настрое московской и петербургской школ акварели. Какие считаете самыми принципиальными?

–  В Москве «акварель» звучит весомо. Сергей Андрияки еще в 1999 году, при поддержке Правительства Москвы, создал свою школу и музей акварели, а в 2002 открыл Академию акварели и изящных искусств. Не каждому мастеру такое удаётся. Московская школа выделяется своей, только ей присущей манерой письма – эффектной, декоративной, броской, напористой, характерной. Сергей Андрияки – её яркий представитель. А петербургская акварель – это тонкость и тайна. В ней всегда есть загадка, как в самом Петербурге. Ведь Петербург – это полунамёк, полу-взгляд, причем момент размышления наиболее важен.

Но у нас в Петербурге, безусловно, акварельном городе, к сожалению, нет ни своей школы акварели, ни музея. Есть Общество акварелистов и отдельные акварельные объединения. Вот и мы с друзьями-единомышленниками создали своё Товарищество «Акварельный Класс». В феврале 2017 года наша группа вошла в проект «Взгляд на мир через акварель».

– Расскажите немного об этом проекте…

– Художники петербургского Товарищества «Акварельный класс» решили делиться своим мастерством, привнести акварель в жизнь современного обыденного Петербурга. Каждый художник – птенец гнезда петербургской акварельной школы, каждый – личность, но мы стараемся поддерживать традиции, причем помогаем тем, кто готов впитывать то, чему учим, передавать в акварели чувства, эмоции, мысли. 

– Кто же ваши ученики?

– Мы занимаемся с социальными педагогами и их подопечными (причем, наибольшее звучание проект получил в петергофском Психоневрологическом интернате №3 – директор Наталья Григорьевна Зелинская). Теоретическую часть наших встреч – раз в месяц на протяжении года – мы адресуем работникам социальной сферы, а в практических занятиях принимают участие и воспитанники интернатов. Получилось очень доброе и красивое действие. Я считаю, что такая работа важна как для всех, в том числе и для самих художников.

– Вы говорите, что художники в Товарищество входят разные – по технике, характерности письма, образу жизни и творчества…

– Конечно, взять хотя бы моего товарища, известного мастера акварели, Петра Семенова. Пётр - мастер натюрморта, создаёт из акварельной мозаики фантастические миры. А Евгений Дубицкий, имеющий в повседневной жизни привычку пробегать каждый день по 10 километров, невзирая на снег, дождь! Это удивительный, тонкий человек со своим ярко выраженным авторским почерком. Его работы ни с кем не спутаешь. У Ольги Ивлевой великолепные акварели, и она - непревзойдённый мастер этюда. Кстати, на летнем пленэре в Италии Ольга взяла гран-при. У нее много заслуженных наград и призов. Она может без подготовки, сходу, написать с натуры законченную работу. Только что был белый лист, и вдруг появляется новый рассказ, новая акварельная история… Это – жизнь… Смотришь – веточка пошла… и не просто веточка, а начало разговора…

– Выходит, петербургская акварельная школа – диалог?

– Верно. Человек приходит на выставку, встает у картины, и начинается диалог. Общение со зрителем – главный принцип петербургской акварели. Картины и зритель – собеседники. Автор не присутствует, но разговор идёт.

–  Где проходят выставки?

– В разных выставочных залах. В феврале-марте, например, была в Выборгском Выставочном центре «Эрмитаж - Выборг». Мы приезжали туда, чтобы пообщаться со зрителем, а потом оставляли пришедших на выставку наедине с работами. Для экспозиции, особенно акварельной, большое значение имеет зал. «Эрмитаж- Выборг» – место, которое преображает картины, они получают новое звучание.

Раз в два года проходят выставки в Союзе художников. Александр Васильевич Сайков – председатель Союза художников – курирует проект «Взгляд на мир через акварель» и очень трепетно к нему относится. В прошлом году Мариинский театр пригласил провести выставку в период фестиваля «Звезды белых ночей». Театральные зрители – не петербуржцы, а гости нашего города, пришедшие на концерт и, быть может, не успевшие из-за занятости или обстоятельств, познакомиться с Петербургом, смогли получить недостающие впечатления, познакомившись с картинами петербургских акварелистов: Петербург, Гатчина, Пушкин, Павловск, Выборг.

– Товарищество, помимо театров, сотрудничает с музеями?

– Конечно. Например, день памяти Блока в Петербурге мы отметили выставкой в музее-квартире Александра Блока. Там же провели мастер-класс. Написанные совместно со зрителями акварели нашли свое место на первом этаже музея, в течение месяца их могли видеть посетители – этот вернисаж пользовался большим успехом.

– А как относитесь к популярным нынче коммерческим мастер-классам?

– К коммерческим мастер-классам мы относимся с осторожностью. Предпочитаем не участвовать в них. Сами же даем бесплатные мастер-классы на своих выставках. Но не обещаем научить рисовать, потому что за столь ограниченное время это невозможно.

– Есть ли, помимо совместных проектов и выставок Товарищества, индивидуальные?

– Есть у каждого из нас, и немало. Например, я сейчас работаю над циклом «Северные русские крепости». Уже готовы этюды, в которых стараюсь передать дыхание истории: Новгород, Изборск, Печоры, Псков. А из тех крепостей, что в Ленобласти – Капорская, наша боль. Сделана некоторая консервация, введен условно платный вход, который позволяет хотя бы содержать охрану, чтобы по кирпичику не разнесли и шашлыки на башнях не жарили, восстанавливается храм. Но все равно тревожно – она разрушается, но для того, чтобы этот процесс остановить нужна государственная поддержка.

– Что для вас – техника живописи?

– Инструмент. Важно, что ты хочешь сказать, а кисти и краски, это только язык. Чем лучше ты им владеешь, тем больше сможешь рассказать. Акварель, это камерная, нежная, очень доверительная и мужественная техника. Во время работы нельзя отвлекаться ни на секунду. Акварель - снайперская работа.


Для справки

Взгляд на мир через акварель

Цикл выездных творческих встреч петербургских художников Товарищества «Акварельный класс» (Владимир Колбасов, Петр Семёнов и Ольга Ивлева) «Взгляд на мир через акварель» с воспитанниками, реабилитантами и сотрудниками социозащитных учреждений проводится с февраля 2017 года, ежемесячно, в рамках Санкт-Петербургского культурно-просветительского проекта «Город равных возможностей», при участии АО «Завод художественных красок «Невская палитра».

Неоднократно такие мастер-классы проводились в Психоневрологическом интернате № 3. «Такие встречи очень важны для нас: они раскрывают творческий и профессиональный потенциал участников, помогают ближе познакомиться с коллегами, поделиться опытом, получить уроки у известных мастеров живописи», - считает директор Петергофского интерната, на базе которого проводились занятия, Наталья Зелинская. – Мы всегда рады предоставить нашу площадку для таких замечательных проектов».

Цикл выездных мастер-классов проводится при поддержке Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского Союза художников.

Колбасов Владимир Николаевич

Родился в Ленинграде в 1960 году. Основам акварельной техники обучался в Ленинградской Городской художественной школе под руководством Г. Н. Антонова. В 1979 году поступил в Академию художеств (институт им.  И. Е. Репина), в мастерскую профессора И. И. Фомина.  В 1983 году за отличную учёбу был отправлен на стажировку в Чехословакию. Закончив Академию художеств, был призван в армию. Служил в Москве художником в Генеральном штабе. До 1999 года работал в Комитете по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга главным художником Василеостровского района. С 1999 – свободный художник. Член Союза художников России. Работы находятся в многочисленных отечественных и зарубежных собраниях и коллекциях.

Живёт и работает в Санкт-Петербурге. 

Семенов Пётр Викторович

Родился в Ленинграде в 1956 году. Начал обучаться живописи в Ленинградской Городской художественной школе у Г. Н. Антонова.  В 1980 году закончил живописно-педагогическое отделение Ленинградского художественного училища им. В. А. Серова. В том же году начал преподавать в Ленинградской Городской художественной   школе. Одновременно посещал в качестве вольнослушателя Академию художеств (институт им. И. Е. Репина), класс профессора П. П. Белоусова. С 1987 по 1991 год учился на заочном отделении исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Член Союза  художников России. С 1980 года н произведения П. В. Семенова неоднократно выставлялись как в России, так и за рубежом. Работы хранятся в собрании Константиновского дворца и в частных коллекциях России, Англии, Франции, Германии, США.

Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Ивлева Ольга Владимировна

Родилась в 1969 году в городе Курган. С 1985 по 1989 год училась в Свердловском художественном училище им. И. Д. Шадра. В 1989 году поступила в Академию художеств (институт им. И. Е. Репина). Училась на факультете графики в мастерской профессора В.А. Ветрогонского. В 1993 году была премирована Академией художеств за отличную учебу поездкой в Германию и проходила стажировку в Западно-Берлинской Академии художеств. Член Союза художников России с 1997 года. Член Общества акварелистов Санкт-Петербурга. Является лауреатом Государственной стипендии в области культуры и искусства России за 2004 год. С 1991 года постоянный участник Российских и зарубежных выставок. Работы находятся во многих музейных и частных коллекциях в России и за рубежом.

Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Евгений Владимирович Дубицкий

Родился в 1951 году в Казани. Окончил графический факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Член Союза художников России с 1990 года. Участник более 100 выставок в России и за рубежом.

Работает в техниках акварели, пастели, масляной живописи, занимается эстампом, офортом. Его работы находятся в Государственном Эрмитаже, Государственном русском музее, музеях Ватикана и других музеях и частных собраниях.

Живет и работает в Санкт-Петербурге.

foto

Автор:Евгения Дылева

Редакциярекомендует

Фото месяца_____________