Пётр Васильев: Долгая память и сорок сказов Присвирья

Фотография
Ленинградская Атлантида. Фотография Евгении Дылевой

История мест, связанных с Присвирьем: давним укладом жизни, обычаями и традициями малых коренных народов, а в XX столетии – страшными судьбами политзаключенных СвирьЛага, – постоянная сфера изысканий краеведа и писателя Петра Васильева. О том, что уже сделано и планах на будущее – в его интервью «Петербургской семье».

– Расскажите, пожалуйста, о своих новых работах…

– Важное событие для нашей творческой команды стало создание документального фильма «Ленинградская Атлантида», над которым мы работали почти целый год. Снять кино о затопленных сёлах и деревнях Присвирья хотелось давно, но долго длился поиск сюжетной линии. Материалов было собрано много о наиболее ярких судьбах семи тысяч жителей исчезнувших деревень.

Сценарий переписывался сотню раз, а главным героем-рассказчиком в результате исканий стал известный в России писатель Николай Коняев, род которого как раз из села Остречины, затопленного с соседними деревнями после строительства в 1951 году Верхне-Свирской ГЭС. Его семья, как и тысячи других земляков, сполна испытала трагизм железного двадцатого столетия с его мировыми войнами и революциями, репрессиями, лагерной проволокой и утратой малой родины навсегда.

Воспоминания основаны на уникальных документах и почти сказочно-библейском повествовании, которое было частью народной культуры русского Севера. Композитор Геннадий Муриков написал для нашего фильма пронзительную музыку, художник Елена Иванова воссоздала утраченные навсегда образы, ориентируясь на немногочисленные исторические фотографии и нынешний вид затопленных уголков Присвирья.

Мы благодарны основному оператору Владимиру Ярошу и оператору монтажа Сергею Снегирёву, с которым замечательный и вдумчивый режиссёр Евгения Гореликова монтировала фильм много дней. Фильм уже был показан на телеканале «Санкт-Петербург», в кинотеатре «Премьер» Петрозаводска и попал в конкурсную программу международного кинофестиваля в Казахстане.

Параллельно мы сделали документальный фильм и об охотничьих тайнах вепсского народа, о которых было не принято говорить чужакам многие века. «Сарозерская охота» вызывает у зрителей много ярких эмоций и удивляет новизной и сокровенностью материала. Мы в работе даже вызывали хозяина вепсского леса Метс ижанда, который помог нам с хорошей погодой.

– А если говорить о краеведении…

– Много открытий позволил сделать доступ к сайту «Архивы Санкт-Петербурга». Правда, детальную информацию можно получить только в читальном зале того или иного архива, а доступ к части документов, особенно по Свирьлагу, закрыт до сих пор.

Интересные факты открылись при просмотре довоенных документов ЗАГСа в разных районах Ленинградской области. По ним ещё раз убедился, что лагеря на берегах Свири никуда не делись и после официального закрытия Свирьлага в июле 1937 года. Многие сотрудники НКВД заключали браки и таким образом оставили документальный след.

Помогают делать краеведческие открытия и поисковики. Вместе с отрядом «Переправа» мы выяснили более семи десятилетий спустя судьбу пропавшей без вести в октябре 1941 года седьмой роты. Бойцы героически погибли в окружении, по их останкам после войны проложили новую дорогу, линию электропередач, так что выкапывать их из давно заваленных и перемолотых дорожной техникой окопов тяжело.

Изображение

Но уже возвращено имя одного из бойцов Николая Клюева и нашлись его родные. Еще два трагичных эпизода 1941 года раскрыл отряд «Важинский поисковик». На станции Свирь финские оккупанты расстреляли из засады два вагона с бойцами, спешащими на подмогу истребительному батальону и не знавшими, что станция уже захвачена врагом.

А в школе №1 Подпорожья героически погибли почти все защитники штаба 1078-го полка, который был также окружен со всех сторон. Вырваться вместе с боевым знаменем смогли только пять человек, больше сотни там и остались. Останки их до сих пор не найдены и, по мнению поисковиков, так и лежат под школой.

– Продолжаете ли тему СвирьЛага, какие сейчас дела и работы с этим связаны?

– Поиски по Свирьлагу продолжаю постоянно. Весной на меня вышел внук расстрелянного в Свирьлаге священника Алексея Западалова, который дружил со многими деятелями дореволюционной России и отпевал поэта Александра Блока.

Он прислал дневники с интересными фактами. Недавно удалось найти хорошо сохранившееся в лесу отделение возле реки Мужалы. Лесозаготовители добрались до этого отдалённого места почти на границе с Карелией, построив новые лесовозные дороги, а поблизости сохранились остатки бараков и производственных площадок в таком состоянии, что легко просматривается их расположение.

Повсюду встречаются кованные гвозди, рельсы с надписью 1932 год и железные части колёс и инструментов. Здесь можно ожидать немало открытий и собрать экспонаты для будущего музея. С его созданием постоянно возникают неожиданные сложности, когда в последний момент согласования по помещению срываются.

Сейчас остаётся надежда на договорённость с директором Каскада Ладожских ГЭС Дмитрием Видякиным, который обещал после строительства нового здания для охраны отдать под музей нынешнее, в котором и служили сотрудники НКВД в годы репрессий.

Туда же планируется переместить вагонную тележку довоенного времени, на которой, вероятно, и возили заключенных Свирьлага.

– Вы входите в состав Общественной палаты Ленобласти. Удалось ли поднять и решить какие-либо проблемы региона и тех мест, в которых живете?

– Как это нередко бывает, ожиданий от участия в работе Общественной палаты было больше, чем получается на деле. Хотелось активно делать запросы в разные структуры, чтобы добиваться решения проблем своих земляков, общими усилиями что-то менять там, где это необходимо.

Но наши заявления и обращения носят лишь рекомендательный характер, поэтому что-то сделать получается в большей степени благодаря авторитету председателя Юрия Васильевича Трусова, который недавно отметил своё 80-летие и доброй воле того же губернатора, для которого позиция Общественной палаты значима.

Но рад, что после выездного заседания нашей комиссии по культуре в деревню Кондуши Лодейнопольского района началась работа по созданию в ней центра карельской культуры для сохранения родного для коренных жителей языка и развития туристического потенциала с перспективой создания рабочих мест в деревнях, в которых нет работы.

Порадовал ответ на обращение в областной комитет культуры о спасении наших гибнущих старинных храмов. В программу реставрации нынешнего года включили дополнительно часовню в Заозерье и церковь в Гимреке. Пока огорчили отписки по восстановлению прежних дорог между вепсскими деревнями Тихвинского и Подпорожского районов, но руки опускать я не намерен.

– В прошлом году фильм «Вепсское горе» стал победителем в номинации «Документальный фильм» на Международном кинофестивале туристических и спортивных фильмов «Золотая вершина». Расскажите, пожалуйста, об этой работе…

– Фильм «Вепсское горе» задуман был несколько лет назад и стал неожиданно для всех нас последней работой с участием классика вепсской литературы, известного не только в России, но и в других странах поэта Николая Абрамова.

Именно его поэтическим взглядом сына раскулаченной со всей своей семьей Марии Алексеевны мы рассказали про непоправимое горе маленького народа, для которого молох репрессий стал губительным. Герои фильма рассказывают свои пронзительные истории, а от закадрового текста мы решили отказаться, чтобы эти рассказы стали ещё более потрясающими и вызывающими сострадание.

Через несколько месяцев после съёмок Николай умер за несколько часов до своего 55-летия, умерли и несколько других наших рассказчиков. Поэтому этот фильм вызывает слёзы у многих зрителей, я и сам каждый раз, пересматривая его, болею душой.

– Гостями Подпорожья в начале лета стала группа «Отава Ё». Говорят, что местные жители в них принимали участие. Что это были за съемки?

– Этот музыкальный коллектив в позапрошлом году очень порадовал нас созданием клипа с образами нашего Севера, запечатлёнными в начале прошлого столетия фотографом императорской России Сергеем Прокудиным-Горским. Особенно дорого, что в клипе можно увидеть на его историческом месте уникальный храм Елисея Угодника, перевезённый в прошлом году в туристическое подворье Верхние Мандроги.

Ансамбль «Отава Ё» открывает новое звучание культуре наших предков и у истока Свири, увлекая ею нынешнюю молодёжь. Недавно музыканты с большой съёмочной группой почти в сорок человек снимали новый клип в деревнях Красный Бор и Гимрека. Местные жители – потомки тех, для кого сарафаны были привычными, с радостью надевали одежду старинного кроя, чтобы перевоплотиться в своих прадедушек и прабабушек. И лица их в том одеянии, без косметики будто светлели.

Проходили съёмки в сложных погодных условиях, но все очень старались и всё, что было задумано, отсняли.

– Кто из гостей, приезжавших в ваши края в последнее время, больше всех запомнился? С какими интересными людьми Вас сталкивала жизнь?

– Буквально на днях на свирские берега приезжал художник  Дмитрий Ивашинцов, который на свои деньги издаёт редкие и ценные по содержанию книги, а потом дарит их библиотекам. Издания очень достойные, подготовленные со вкусом и глубокими знаниями темы. Профессор Ивашинцев удивил меня личной скромностью и смелостью.

Пробирался вслед за мной к интересным объектам сквозь заросли травы с человеческий рост, зная про обилие здесь клещей и гадюк, взбирался на готовую обрушиться колокольню старинной часовни, чтобы посмотреть секреты старых мастеров поближе. Мне такие жаждущие прикоснуться к первоисточникам самобытности люди по душе.

Такое же впечатление оставила профессор Светлана Ивановна Кочкуркина, которая первые курганы у Ояти изучала ещё в середине прошлого века, а также доктор филологических наук Нина Григорьевна Зайцева, создавшая вепсский эпос «Вирантаназ». Такие люди вдохновляют своей жизненной силой, целеустремлённостью и мудростью. А памятных на всю жизнь встреч было немало не только с видными учёными, но и с музыкантами, писателями, политиками.

С Виктором Анпиловым, к примеру, мы дружески поменялись шапками, с Дмитрием Медведевым, когда он стал президентом России, разговаривали с бокалами в руках, мне тогда удалось пообщаться и с лидерами Финляндии, Венгрии и Эстонии. Запомнилась неторопливая прогулка по Александро-Свирскому монастырю с народным артистом СССР Львом Дуровым и народной артисткой России Ириной Алфёровой.

Именно тогда Лев Константинович увлёк меня темой затопленных деревень, рассказав, что считает своей лучшей работой в кино – роль Пинегина в фильме «Прощание» по мотивам знаменитой повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».

– Расскажите, пожалуйста, о традициях малых народов (в частности, вепсов), связанных с летними месяцами, о настоящих – не показных событиях. Где и как они происходят?

– Летние дни, как известно, в деревнях зиму кормят. Вот и вепсы издавна от выгона скота на праздник Егория и до осеннего сбора того, что наросло в лесу и на огороде, ближе к Сдвижеву дню, выстраивали свою жизнь по крестьянскому трудовому календарю. При этом крайне важны были все церковные праздники, для вепсов имеющие ещё более глубокий смысл, связанный с почитанием святых покровителей домашнего очага и скота с полем.

В каждой деревне был свой святой и свой праздник, поэтому гости из соседних деревень ходили на богомолье, а заодно и навестить родных. И в этих традициях была защита неведомых сил от разных напастей, к которой люди в дальних деревнях обращаются до сих пор. И нет там мелочей, даже обычный паучок может восприниматься, как посланник от мира предков, а птица или животное нести какое-то предупреждение.

Как правило, руководят обрядами старые и знающие люди, используют при крестном ходе старинные иконы, которые омывают в озёрной или речной воде, под ними должен пройти каждый и обязательно угощение всех пришедших общими блюдами.

– Многим нравится Ваша книжка «Долгая память матери». Что Вам в этой истории особенно дорого?

– Самой потрясшей меня историей стала судьба матери умершего воина-интернационалиста, которая много лет, до самой своей кончины, каждый день ходила к нему на деревенское кладбище в любую погоду, не страшась волков и медведей. Так и родился рассказ «Долгая память матери». И полувековое молчание солдата, простившего родную мать за чужого ребёнка только перед её смертью, тоже сильно потрясло меня, как и другие жизненные коллизии, ставшие основой для литературных произведений.

Любопытно, что сюжетные линии в части из них становились, словно пророчествами, когда в жизни уже потом происходили события, сочиненные мной. Поэтому пишу теперь с оглядкой на эти совпадения, чтобы ни на кого не накликать беду.

– Назовите, пожалуйста, самых положительных и отрицательных персонажей вепсских сказок. Чему учат эти сказки детей?

– Вепсские сказки можно считать кальками с популярных русских народных сказок и фольклора русского Севера. Среди них немало места уделяется животному миру с ярко выраженными характерами, отношениям в семье и чудаковатым соседям, ищущим простого человеческого счастья забавными способами. Бедные в сказках добрей и мудрей богатых, злые и ленивые получают по заслугам. Есть сказки несуразные, есть и такие сказки, которые детям лучше не пересказывать из-за своеобразного юмора на грани привычной этики. У вепсов нет ярков выраженных отрицательных и положительных персонажей в сказках. Ведь и леший, и водяной воспринимаются ими как помощники хозяина леса, с которыми можно ладить. По одной из версий всем известная баба Яга могла произойти в далёком прошлом от вепсской хозяйки воды Бабой Йоги, которой могли пугать детей, чтобы они были осторожней у воды.

– Каким, на Ваш взгляд, должен быть самый насыщенный, содержательный День Ленинградской области?

– Мне думается, что ежегодный День Ленинградской области должен становиться праздником с участием как можно большего числа её жителей. Если всмотреться в лица участников таких праздников, то смена городов не приводит к серьёзным переменам в составе делегаций от районов, а их формируют местные элиты, у которых свои понятия о том, кто достоин попасть на торжество, а кто – нет.

Ротация здесь только на пользу вместе с расширением состава самих делегаций. Хорошо бы, наверное, организовать дружеские обмены между профильными организациями и предприятиями разных районов, а форму парада, быть может, попробовать сменить яркими выступлениями от каждого района на общей сцене с презентаций в Год туризма самых значимых достопримечательностей и достижений…

– Традиционный вопрос о планах на будущее: с чем связаны надежды и то, что собираетесь сделать?

– Сейчас работаю над новым документальным фильмом с рабочим названием «Переправа», о том, как и какой дорогой ценой осенью 1941 года на берегах Свири были остановлены оккупанты, чтобы им не удалось создать вокруг осажденного Ленинграда второе блокадное кольцо и лишить его «Дороги жизни».

Это российско-казахстанский проект, так как первой в неравный бой у Свири вступила 314-я стрелковая дивизия из Казахстана. Если найдем средства, попробуем снять на эту тему и художественный фильм. Готовлю к изданию экспериментальный краеведческий роман «Путь нойда» и сборник «Сорок сказов Присвирья».

foto

Автор:Евгения Дылева

Редакциярекомендует

Фото месяца_____________