Мифы и легенды СССР

Фотография
Очерк
МиГ-25 на взлете

МиГ-25 на ВВПСлучайно выяснил, что «Книга рекордов Гиннеса», как ни странно, фиксирует не только « кто съел самый-самый большой бутерброд». Во всяком случае,  в издании 1998 года на русском языке сообщается, что самый скоростной боевой  реактивный самолет -  МИГ -25, созданный в СССР. И приводятся широко известные тактико-технические данные:

 Одноместный МиГ-25 имеет размах крыльев 13, 95 м., длину – 23, 82 м. Максимальный взлетный вес  - 37, 4 т. Максимальная скорость самолета, зафиксированная радарами, соответствовала  3,2 М-числа  или 3395 км/ч.

Вот это-та оговорочка -  «зафиксированная радарами»  - и освежила в памяти

Байки из не боевого фольклора

МИГ-25

Конечно, названий, как в НАТО, так и у нас придумано этой уникальной машине много. Часть из них широко известны широкой публике. Но есть ряд названий, которые… широко известны в узких кругах.

Летающий забор.

Почему летающий? Потому, что если такие движки (размер 1,2 м выходного сопла) поставить на забор, и он полетит. А почему забор? Потому, что разворот этой машины - с пол-Петербурга.

Это же условно – «истребитель». Это – перехватчик. Задача его - перехватить на дальних подступах противника, не допустить бомбардировщиков до своей территории. Даже если узнали об их вылете, когда они уже оторвали шасси от ВВП. Это действительно самый быстрый боевой самолет.

Его декларируемая официальная предельная скорость – отнюдь не предел его возможностей.

В одной теплой стране летел себе МИГ-25Р, никого не трогал. Задачу выполнил, все сфотографировал. Погода - хорошая, видимость, как говорится, миллион на миллион.

И вот среди этой гламурной идиллии - в передней полусфере видит пилот запуск ракет от недружественной парочки, идущей ему в лоб. Успевает развернуться и… с таким усилием опускает РУДы, что срезает стопорные винты ( М3) ограничители…

Короче, и без противоракетного маневра пилот уходит от Фениксов. Конструкция самолета несколько пострадала, но ведь самолет - сел, и камеру со снимками не повредил…

Передать, какое было выражение лиц у тех, кто смотрел данные контрольно-записывающей аппаратуры после этого полета, можно только непечатным словом. Данные эти отправили куда следует, и …. В общем, были проведены «мероприятия по устранению недоработок ограничителей» возможностей этого летающего забора.

Кстати, в прессе несколько лет назад было освещено событие, связанное с нашими «самыми-самыми». Оно стало причиной дипломатического конфликта между Индией и Пакистаном.

Продали мы в Индию в году этак 1985-м, полторы эскадрильи МИГ-25. Индийские ВВС организовали особую эскадрилью только из этих машин.

Общеизвестна любовь между индийцами и пакистанцами. Так вот, ребята из этой индийской эскадрильи на своих МИГах, пользуясь беспомощностью пакистанских ПВО – ну, никак не успевали они прицелится! – регулярно пересекали Пакистан туда и обратно. Как говорили официальные лица, молодой пилот ( это в элитной секретной эскадрильи!) на малой высоте взял звуковой барьер, находясь над столицей Пакистана.

Это и послужило поводом к скандалу. Не все, наверное, помнят из курса физики, что такое ударная звуковая волна. Приведу иллюстрацию, чему был сам очевидец.

В одной из республик, а нынче – в крайне независимой державе, в середине 80-х годов, действительно молодой летчик (только-только получил старшего лейтенанта) в учебном бою увлекся, и машина перешла звуковой барьер на высоте около 4-х км. Находясь над городом!..

…За счет полка в целом квартале вставляли стекла.

Впрочем, индийские летчики – не первооткрыватели игры на нервах у служб ПВО «дружественных держав». В 70-х годах наши МИГи осуществляли полеты над Израилем. И не от случая к случаю, а по расписанию, как курьерские поезда. Согласитесь, это, как говорится, уже предел цинизма - до этого уровня индийские хлопцы не дошли.

Летающий гастроном.

Это - точное название для людей знающих. Для охлаждения генераторов двигателя, использовалась «массандра» - смесь спирта и дистиллированной воды. Бак примерно на 240 л. Для охлаждения станции (БРЛС) использовался высококачественный спирт – 40 л. Ну, и еще по мелочам - не будем уточнять для чего – наберется литров 12-15 чистого спирта.

Примечательна легенда о происхождении норматива этих 40 л чистейшего - высшей очистки! - спирта для охлаждения ЗГ (задающих генераторов) передатчика БРЛС…

Согласно легенде, эта норма расхода (в СССР все нормировалось) появилось таким образом.

Шла отработка функционирования станции. В кунге, за пультом, сидел будущий зам. генерального одного знаменитого КБ по РЭО. Тогда еще - в том возрасте, когда философски воспринимать выходки молодежи невозможно.

Заходить девочка и с ощущением собственной важности вещает:

- Мне надо установить норму расхода охлаждающей жидкости (которая будет в дальнейшем забита во всяческие циркуляры и финдокументы) в эксплуатации.

В общем, всем своим видом показывает: быстро бросили заниматься ерундой, граждане инженеры, и быстренько выдали мне нужные данные.

От такого захода у Вадима (так кликали персону, которую, не зная имени, потом были благодарны многие-многие мужчины Советского Союза и совсем наоборот – их женская половина), как сказал классик, «в зобу дыханье сперло».

Сделав пару жестов руками своему коллеге, он - со всевозможной почтительностью - показал юной даме, что бак емкостью 42 литра полностью заполнен. Затем они сели в кунг, Вадим включил передатчик, а дама - секундомер. Шланг был подключен к патрубку и опущен в ведро. Через 15 минут работы станцию выключили. Показали даме бак – от силы 2-3 литра осталось. А в ведре и на стакан не наберется – все вышло паром.

Может, у девочки и появилась мысль, что что-то здесь не так, но… преобладал шок. Что же писать в норматив расхода?!  И тут, прямо-таки с барского плеча, Вадим пришел на выручку. «Пиши – 40 литров на 45 минут работы станции. Мы покумекаем – уменьшим расход»…

…Вот так и появился этот норматив. Естественно, реалии очень далеки от того, что показали нормировщице. Ведь в эксплуатации далеко не всегда требовалось, чтобы тэны работали на всю катушку, а, значит, определенные разъемы и не закорачивались , когда этого не требовалось…

Ночные ракеты

На территории СССР был ряд аэродромов совмещенного базирования. То есть, одной взлетно-посадочной полосой (ВВП) пользовался как гражданский воздушный флот, так и ПВО.

На Украине летом после 21 часа – темно, это не Питер. Аэропорт, второй этаж, группки пассажиров примкнули к окнам. В полку - ночные полеты. Все заворожено смотрят, как взлетают… факелы. Именно факелы – больше ничего не видно. Только огненная струя длиной более 10 м.

Слышу монолог мужчина лет 40-45-ти - это он рядом стоящим разъясняет. Привожу почти дословно – такое трудно забыть и через 20 лет:

« Здесь интересный полк стоит. Днем они на самолетах летают, а ночью – на ракетах». [МиГ-25 (спарка) на взлете]

Людям знающим понятно – взлет на форсаже. Горючки потребляется не меряно. Из расчетных 16 тонн топлива на час полета – пятая часть расходуется при взлете.

Летающий крокодил

Было и такое название у этой легендарной машины. Но как бы их не называли, те, кто с ней работал, кто ее пилотировал, все относились к машине с любовью. Это – действительно грозный зверь и самый-самый на всем земном шарике.

Для тех, кому интересно посмотреть фото и почитать подробно об этой машине, привожу ряд ссылок на интернет ресурсы:
http://www.aviapedia.com/category/fighters/mig-25-foxbat
http://www.airforce.ru/photogallery/tsvetkov/mig-25/index.htm
http://www.testpilot.ru/russia/mikoyan/mig/25/mig25.htm
http://www.testpilot.ru/russia/mikoyan/mig/25/japan.htm

 

Руководитель проекта «Петербургская семья»

Примаков Игорь Олегович

foto

Автор:Игорь Примаков

Редакциярекомендует

Фото месяца_____________