Масленица: древняя история и славные традиции

Фотография
Обозрение

Масленица – праздник языческий, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена.

Сразу оговоримся – Церковная традиция не считает его «своим», и в православном календаре нет позиции с таким названием. Зато там есть Сырная седмица и неделя (воскресенье) Сыропустная, а они имеют совершенно иной смысл, чем народная Масленица.

Сырная седмица – один из этапов подготовки обычного христианина к посту: уже нельзя вкушать мясо и играть свадьбы, однако еще можно веселиться и получать радость общения, памятуя, что скоро пост.

Церковь не внесла Масленицу в свой календарь, но, после многовекового влияния христианства, некогда языческий праздник лишился своей сакральности и стал тем ярким и гротескным периодом, который нам известен - неделей отдыха, веселья, народных гуляний.

Праславянская Масленица отмечалась в начале весны – в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество. По современному календарю это примерно 21 или 22 марта. В средней полосе, на территориях нынешних России, Белоруссии и Украины,  где и зародились масличные обычаи, последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. «Весна с зимой борются», – говорили наши предки. Возвращение тепла, жизни было одним из главных предметов празднования.

Древние славяне приносили импровизированную жертву природе и её стихиям.

Обряды Масленицы были призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай, следовательно, - жизнь.

Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания.

Масленица - это и поминальный период. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом – в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Наиболее распространенным способом задобрить духов была тризна – поминальные действа, включавшие в себя жертвоприношения, траурный плач, обильные трапезы. Считалось, что в тризнах невидимо участвуют сами покойники.

По сути, Масленица была одной из попыток человека приблизиться к тайне жизни и смерти, единства и борьбы противоположностей.

Традиции, обычаи и обряды Масленицы

Обычай есть молочную пищу на Масленицу вполне рационален.  Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Молочные и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название – Масленица, Молочная неделя, Блинница.

Еще одно название этого праздника – Колодий. Связано оно с обычаем, который существовал и в поздние времена на Украине и в Белоруссии. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо – «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это – человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник – «крестилась», в среду «переживала» все остальные моменты своей «жизни», в четверг «умирала», в пятницу Колодку «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия.

В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости.

«Женственность» - следующая особенность праздника, характерная для Украины и Белоруссии. Масленица так и звалась в народе – Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола. В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху – заключались браки. То есть налицо тот самый культ плодородия, о котором мы говорили выше. При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия – и девственности (восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты), и материнства (женщина-мать, женщина-хранительница), и мудрости (женщина-старушка, женщина советчица). Не обходили стороной и негативные качества. Например, в пятницу зять должен был пригласить тёщу в свой дом, потчевать ее, угощать водкой других гостей и приговаривать: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало!». Это был тонкий намек на излишнюю говорливость жениной мамы. Кстати, так называемые «золовкины посиделки» и вообще хождение женщин в гости друг к другу тоже являются частью «бабского» элемента праздника.

Почему блины? Потому, что когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе. Поминальное происхождение имеют и традиционные блины. С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин – это образ Солнца. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый (намек на вечность), теплый (намек на земную радость), сделан из муки, воды и молока (намек на жизнь). Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: в первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», или отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин - за упокой».

Взятие снежного городка или кулачные бои тоже относятся к поминальным обычаям. Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни. Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом. Жертвой было и сжигание чучела зимы – этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов – они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-природы на начало нового урожайного года.

Самой пикантной традицией был обычай в некоторых регионах современной России (например, в Архангельских краях) при проводах Масленицы совершать такое действо: после объезда деревни распорядители праздника – «Масленица» и «Воевода» – раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях оголялся только «Воевода» и в таком виде произносил праздничную речь, которая и завершала гуляния. Это было символом умирания и рождения. Ведь человек и рождается нагим, и детей зачинает нагим, и умирает, по сути дела, тоже нагим.

Православие не отрицает Масленицу как светский народный праздник, в котором присутствуют вполне положительные смыслы: уважение к природе, трепетное отношение к женщине, почитание предков, любовь к прошлому.

«Петербургская семья» напоминает, что масленица – праздник радостный, и если он будет проведен в духе любви и добра, то нет ничего плохого в том, что человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома. Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял. Чтобы он был сопряжен и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает.

По материалам журнала «Фома».

foto

Автор:Валентина Вольская

Редакциярекомендует

Фото месяца_____________