Розовые волосы и призыв Милонова: что об этом думают петербуржцы?

Фотография
Статья

Член международного комитета Госдумы Милонов предложил министру просвещения РФ Ольге Васильевой ввести в каждой школе "этикет учащегося", но не посредством подзаконного акта к «Закону об образовании в Российской федерации»от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, а «на основе общефедеральных рекомендаций», как сообщило РИА Новости.

«Девочки и мальчики, ученики с первого вплоть до 11-х классов не должны позволять себе косметику, окрашивание волос (за исключением медицинских случаев), а также отхождение от норм и правил по внешнему виду, установленных администрацией школы», — говорится в тексте обращения депутата к министру.

«В части норм поведения детям необходимо следовать писаному и утвержденному «этикету учащегося», составляемому каждой школой с учетом рекомендаций министерства просвещения. В нем должно быть регламентировано поведение учащихся как внутри школы, так и за ее пределами, допустимые нормы отношений между одноклассниками», — пишет Виталий Валентинович.

Поводом для нового выступления депутата стала история, случившаяся в Пермском крае, где омбудсмен признал действия директора одной из региональных школ по отношению к 15-летней ученице дискриминацией: ученицу просто отстранили от занятий, так как она пришла в школу с розовыми волосами, а это шло вразрез с внутренним циркуляром «Требования к внешнему виду и одежде обучающихся».

Защитник прав детей в Пермском крае высказался, а местная прокуратура тут же возбудила дело в отношении директора гимназии и заявила, что школа не может устанавливать требования к цвету и длине волос учащихся.

Либералы многих стран могут утереть слезы умиления: и до Перми дошло общечеловеческое...

При всей внешней провокационности нового публичного информационного повода, созданного депутатом Милоновым, посыл народного избранника из Санкт-Петербурга, разделяют многие граждане нашей страны.

Тем более, что обращение депутата к министру: «Прошу вас рассмотреть данные предложения и дать соответствующую оценку», - всего лишь призыв дать оценку, а не требование "держать и не пущать". Но проблема  - обозначена, и  редакция газеты «Петербургская семья» решила узнать мнение и подростков, и взрослых.

Павел, 52 года, отец взрослого сына, сотрудник МЧС Северо-Запад:

- "Мордочку" привести в порядок в соответствии с дресс-кодом можно и школьникам. Одеться нарядно, но не вычурно. А запреты мы уже проходили. В мое время были учителя, которые серьги с девчонок срывали, за подведенные губы из класса выгоняли, мальчишкам запрещалось носить длинные волосы, и даже не очень длинные. По опыту знаю: ни к чему хорошему запреты не приводят. Я учился в школе в Купчино, и у нас часто была бурная ответная реакция учеников на неадекватные, с точки зрения подростка, действия преподавателей, вплоть до рукоприкладства. Может быть, лучше ввести в начальной школе уроки этики и эстетики, культурного поведения и домоводства?

И потом, по мнению Милонова, насколько мне известно, отступление от норм поведения или их нарушение может стать сигналом педагогам о семейных или других проблемах ребенка, требующих срочного вмешательства соцпедагогов или представителей органов опеки и попечительства. Так это же хорошо, если ребёнок мирно, но по-своему, выражает свой протест или дает знать окружающим, что он чем-то сильно не доволен. Есть специалисты, пусть они действуют, только аккуратно, задаваясь вопросом об истоках неординарного поведения подростка, ипусть окажут помощь, а не накажут сразу и больно. Может быть, проблема, из-за которой ребенок взбаламутился, и выеденного яйца не стоит. От взрослых помощь нужна, понимание, а не запреты. Хотя регламентов никто не отменял.

Валерий, 15 лет, учащийся средней школы СПб, занимается мотоспортом, иностранными языками и помощью бездомным животным:

 - Этот закон может пойти напользу не только подросткам, и по обсуждаемому вопросу я полностью согласен с мнением депутата. И в том, что закрепление этических норм поведения школьника и учителя требуется на федеральном уровне, а не на уровне каждой школы, и в том, что проблема назрела. Вот только мне не понятно, кто, с какими знаниями и намерениями будет составлять эти правила и принимать закон или какой-то документ, в какой степени будет учтено мнение несовершеннолетних и специалистов разных областей: педагогов, психологов, социологов, юристов.

Я, например, сказал своей девушке, что мне не нравятся девочки, которые пользуются в столь юном возрасте косметикой, так она этого и не делает, впрочем, и до этого она только подкрашивала ресницы и иногда губы, одевается изыскано, но скромно. Просто её так в семье воспитали. Да и меня тоже.


Наталья, 48 лет, мать несовершеннолетнего сына, юрист, психолог:

- Законодательным органам власти, которые выступают с подобными инициативами, перекладывая весь груз ответственности на исполнительные органы власти, не до педагогических проблем и психологических задач. Их цель – купировать ситуацию. С одной стороны, чтобы эта «школьная зараза» не получила распространения, с другой – чтобы не было лишних нападок на учителей, так как подростки нынче лихие, зачастую наглые и ушлые, могут учителя прямо на уроке послать по известному вектору. Если ввести запреты и жесткие нормы, то будет создана ситуация,  при которой у психологов и психиатров появится сразу и много клиентов, так как детский надрыв, боль, невысказанность будут загнаны внутрь, а граната, из которой вынута чека, как известно, взрывается. Этот вариант для детей «адаптивных». А есть «бунтари», и они всеравно будут вымещать свою агрессию, выплескивать эмоции в окружающий мир, причем уже не окрашиванием себя в разные цвета, а с применением силы и/или хитрости.

Как повлиять на сложившуюся ситуацию на юридическом уровне я,  честно говоря, не понимаю. Думаю, что это будет мертворожденный подзаконный акт, который не понятно к чему отнести: к Административному кодексу или Уголовному, к Федеральному закону или региональному. При принятии подобного рода циркуляра у школ просто увеличится отчетность и повыситься напряженность. А санкций по отношению к ученику или преподавателю, или младшему обслуживающему персоналу школы какие могут быть применены и кем? Прокуратурой? А то у нее дел нет.Моя позиция: лучше принимать на работу дипломированных психологов с опытом работы,вместо якобы соцпедагогов, и спровоцировать, в нормальном понимании этого слова, создание групп самопомощи в школах, которые в среде современных  молодых людей пользуются успехом.

В любом случае, ситуация зависит от директора и коллектива школы, личной воли учителя и ученика.

Аполлинария, 16 лет, учащаяся средней школы СПб, увлекается литературой, художественной фотосъемкой, спортом:

- Я считаю, что, например, введение единой школьной формы недопустимо, но соблюдение этических норм необходимо. Это нужно для объединения школьного сообщества. Единение улучшает процесс обучения: люди друг друга лучше понимают, помогают друг другу,  слышат своего товарища или наставника. Прийти в школу с розовыми волосами, на мой взгляд, схоже с объявлением ядерной войны России. Адекватно реагировать на просьбу учителя о соблюдении школьного устава, пусть он и не является законодательным актом, по-моему, абсолютно нормально. А если нет, устав меняй или переходи в другую школу.

Николай, 34 года, муж, отец несовершеннолетнего сына, мастер художественной ковки:

- Честно говоря, «боевой раскрас», вызывающая одежда или поведение - одно из средств или самозащиты, или самовыражения.

Я помню, сестра моя Катерина намазалась по случаю семейного похода в театр, но как-то перестаралась и стала похожа на проститутку, о чем ей все родные в аккуратной форме и сказали. После она уже так себя не вела. Внешние чрезмерные проявления характера или неустроенности человека, по-моему, в первую очередь - родительские заботы, во вторую – тех, кто рядом: друзей настоящих, друзей родителей, учителей, наставников, участкового врача из поликлиники, в конце- концов. Запреты, метания из крайности в крайность - всегда плохо. Но когда дети себя «позиционируют» ярким внешним видом или, не дай Бог, издевательствами над младшими или сверстниками– это уже перебор.


Будет или не будет иметь какие-то регламентирующие последствия это обращение депутата Милонова к министру просвещения и образования - мы не знаем, но учитываем сильный крен всей современной парадигмы в сторону права личности от ее обязанностей.

Потому главная ответственность за то, как ведут себя наши дети, несем мы - родители.И семья, которая, в идеале, не только "мама-папа-я", но еще и дяди, и тети, и бабушки, и дедушки... Чтобы, если что,  все доходчиво объяснили, как в случае, рассказанном Николаем-кузнецом.    

foto

Автор:Екатерина Майборода

Редакциярекомендует

Фото месяца_____________